Saturday, December 17, 2011

Вина христианства перед еврейским народом

cкачать: adrive doc pdf • skydrive doc pdf • googledocs doc pdf • smartbins doc pdf 

Когда ужасы Холокоста стали достоянием гласности, возник вопрос: как такое могло произойти? Правда шокирует и заключается в том, что Холокост был кульминацией столетий ненависти и жестоких преследований, нередко вдохновленных христианским богословием.

Как христианка, а также как немка, я испытываю сильное чувство обличения, поскольку в немецких городах евреи безжалостно истреблялись тысячами еще в средние века. Мать Базилея Шлинк (Basilea Schlink), основательница нашей общины в Дармштадте (Германия) выразительно пишет в своей книге «Израиль, Мой избранный народ» о том, что враждующие с Божьим народом враждуют с самим Богом — ведь Израиль является зеницей Его ока.

Глядя на все злодеяния, совершенные по отношению к евреям во имя Христа за большую часть 2000-летней истории христианства, как можно отмечать наступление нового тысячелетия, не выразив, прежде всего, глубокой скорби о прошлом в духе истинного покаяния? Своим нехристианским отношением и поведением мы обесчестили имя Иисуса, сделав его оскорбительным для Его собственного народа, евреев. И поэтому сегодня наша молитва о том, чтобы христиане по всему миру приняли решение в духе единства отметить наступление нового тысячелетия особым богослужением покаяния, сознавая то, что таким к сожалению* является наше общее христианское наследие.

Ниже, на основе христианских и еврейских исторических источников на английском и немецком языках, сделан краткий обзор трагичной истории поведения христиан по отношению к евреям — событий, проложивших путь Xолокосту.

Сестра П. Тойпке (P. Teupke)
Евангелическая община сестер Марии, Дармштадт
(международная межконфессиональная христианская община) 
Как всё началось
В ранней Церкви евреи и язычники были объединены во Христе Иисусе, поскольку стена, ранее разделявшая их, теперь была разрушена. Они были единым стадом под одним Пастырем. Впоследствии это положение изменилось. Всё большее число язычников наполняло христианскую общину, в результате чего их процент по отношению к евреям неуклонно рос. Со временем евреи, не вошедшие в лоно христианской Церкви, стали рассматриваться не как братья по вере в единого живого Бога, но как чужаки и даже враги. Несмотря на возникшую напряженность и трудности, всё говорило о необходимости кроткого и милосердного отношения к евреям, учитывая тот факт, что от них мы приняли и закон, и пророков, и Господа Иисуса. Апостол Павел не напрасно увещевает нас, верующих во Христа, избегать высокомерного отношения к евреям, но смиренно признавать их корнями дерева. Они носят нас, а не мы их, поскольку мы лишь привитая маслина (Рим 11). Однако лукавому удалось увести христианскую Церковь от подобного смиренного, братского отношения, когда в самолюбовании, она присвоила себе всю благодать и обетования, предназначенные Израилю, таким образом исключив Израиля из божественной истории искупления.(1)

Богословие и украденное первородство

По окончании апостольского периода другие проявления этого самовнушенного превосходства вкрались в христианское учение, украв у Израиля первородство. В так называемом Послании Варнавы (датируемом концом первого или началом второго века) Ветхий Завет трактуется исключительно в духовном смысле – лишь как книга прообразов Христа и Церкви:

«Не прибавляйте ко грехам своим и не говорите, что завет как их, так и наш. Ей! Он наш; они же утратили его навеки».(2) — это обращение и другие схожие мысли в посланиях Игнатия Антиохийского (70–107 г.н.э.) заложили основание теории Церкви как Нового Израиля.(3) Позднее император Константин провозгласит, что земля Израиля более не принадлежит еврейскому народу. По его словам, отныне она принадлежит христианской Церкви.(4) Всё это стало зародышем теологии замещения или учения о заветах.(5) Это учение снискало особую популярность в XV-XVIII веках и живо даже по сей день.

Иудаизм не исчез после разрушения Иерусалимского Храма в 70 году н.э. и восстания Бар-Кохбы (132-135), а обрел второе дыхание и восстановил свое влияние. Как следствие, аргумент о том, что Церковь заместила Израиль, потерял убедительность. Более того, по мере обострения борьбы между христианами и евреями за прозелитизм язычников Церковь начала рассматривать иудаизм как угрозу. Для борьбы с ним христианские богословы попытались создать образ Иисуса-нееврея.(6) Самые странные утверждения использовались в качестве аргументов (от веры Авраама до обетования данного Адаму) в защиту того мнения, что Церковь не только предшественница по отношению к Израилю, но и по сути является «вечным Израилем» (Тертуллиан).(7)

Опасность такой идеологии очевидна из истории Третьего Рейха, когда Гитлер ради привлечения христиан продвигал арийского, нееврейского Христа.

Далее, евреям поставили в вину богоубийство. Вопреки ясным утверждениям в Евангелии от Матфея 20:18-19 и Деяниях Апостолов 4:26-28, что язычники также виновны в распятии Иисуса, стала популярной теория об исключительной вине и наказании евреев. «Посему справедливо постигли вас те бедствия, ибо вы убили Праведного» (Иустин, 100–165).(8) Богословы третьего века, включая Ипполита и Оригена, развили эту теорию. К четвёртому веку она уже доминировала в христианской идеологии.(9)

Тем временем рядовые христиане продолжали общаться с евреями и даже посещать синагоги, а христианские лидеры, опасаясь потерять стадо, усиливали словесные нападки на евреев с целью внушить пастве страх и неприязнь к иудаизму.(10)

Иоанн Златоуст (344–407) поносил евреев самым отратительным образом: «самые несчастные из людей»; «похотливые, ненасытные, жадные, лживые грабители»; «отпетые убийцы, губители, одержимые дьяволом»; «распутство и пьянство передали им нрав свиней и похотливых козлов»; «гнус вселенной»; «они превзошли жестокость диких зверей, убивая своё потомство».(11)

Однако еще больший вред нанесло учение этого высоко почитаемого отца Церкви о дальнейшей судьбе евреев в результате совершённого ими богоубийства. По его словам, за это  преступление «невозможно ни искупление, ни отпущение грехов, ни прощение»; их «гнусное убийство Христа» является причиной всех их бед.(12)

«Бог ненавидит вас!» — эти слова Златоуста инспирировали ненависть к евреям на протяжении всех будущих столетий. Здесь уместно процитировать одного историка: «популярная христианская доктрина всегда заключалась в том, что любой человек, будь то язычник или христианин, когда-либо преследовавший, пытавший или убивавший евреев, выступал в качестве орудия божественного гнева».(13)

Современник Златоуста Августин (354-430) отличался большей сдержанностью, хотя и двоился мыслями. Придерживаясь мнения Павла, что евреев следует любить, он все же соглашался с отцами Церкви, что Иуда олицетворяет собой весь еврейский народ. Августин является автором теории, согласно которой предназначение евреев как нации — служить свидетельством существования зла и доказательством христианской истины, но убивать их не следует, так как они служат знамением подобно Каину.(14) «Пусть они живут среди нас, но пусть страдают и испытывают постоянное унижение», —Августин.(15) В дальнейшем эта теория народа-свидетеля использовалась многими для оправдания бед евреев, за исключением их убиения.

От богословия к законодательству

В четвёртом веке, при Константине, после признания христианства официальной религией [антисемитское] богословие нашло отражение в государственной политике, и синагога подверглась репрессиям.(16) При императоре Юстиниане I (483-565) были упразднены многие законы, защищавшие религиозные и гражданские права евреев, и введены ограничения.(17) Позднее, в седьмом веке византийский император Ираклий, стремясь добиться единообразия в своем государстве, назначил евреям принудительное крещение.(18) Подобная практика повторялась повсеместно с губительными последствиями в последующие века.(19)


Средневековье

В средневековом обществе тесная взаимосвязь Церкви и государства обеспечила всходы уже посеянным страшным семенам христианского антисемитизма.

Крестовые походы

1096-ой год обозначил начало периода невероятно жестоких преследований в еврейской истории, уникального по своей длительности — периода крестовых походов.(20)

«Огромные толпы слабо организованных дворян, рыцарей, монахов и крестьян с именем Бога на своих устах, отправившиеся в Святую Землю, чтобы освободить её от неверных мусульман, — вдруг обратились против евреев». Летописец Гилберт Ногентский (1053-1124) передает слова крестоносцев из Руана: «Мы желаем сражаться с врагами Божьими на Востоке, но перед собственными глазами у нас евреи, народ более враждебный Богу, нежели все прочие. Мы делаем всё наоборот».(21)

Приблизительно от четверти до одной трети всего еврейского населения Германии и северной Франции была уничтожена во время Первого крестового похода.(22)

В Иерусалиме евреи, бежавшие от крестоносцев, заперлись в большой синагоге, где все 969 человек были сожжены заживо. Снаружи, крестоносцы, верившие, что мстят за смерть Христа, пели: «Христос, Тебе мы поклоняемся», — вознося к небу свои кресты. Ранее тем же днем, когда крестоносцы бежали по обезображенным телам убитых, один из предводителей, Реймонд Агилерский, цитировал Псалом 117:24: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» Целью крестоносцев было сделать Иерусалим христианским городом.(23)

Обреченные на вечное рабство

Во время первых двух крестовых походов германские евреи обратились к королю за помощью. В обмен на защиту их сделали «холопами императорской палаты». Вынужденные платить огромные деньги за эту услугу, евреи постепенно стали ощутимым источником королевского дохода. Будучи собственностью короля, они могли покупаться, закладываться и продаваться, а также передаваться кредиторам в погашении долгов, что и происходило.(24) Подобная практика получила распространение и в других странах. Руководители Церкви оправдывали такой статус евреев теологически, опираясь на раннее учение Церкви о том, что, распяв Христа, евреи обрекли себя на вечное рабство.(25)

Были и другие факторы, дополнительно усугублявшие положение евреев. Большинство профессий и гильдий были разрешены только членам христианской [католической] церкви, поэтому, как изгои феодального общества, евреи были фактически вынуждены заниматься ростовщичеством. Подобно губке они всасывали находившийся в обращении свободный капитал, который время от времени выжимался назад казначейством.(26) Укоряя христиан, занимавшихся ростовщичеством, Церковь сама занимала деньги у евреев для строительства соборов и церквей.(27) Негативный образ еврея-ростовщика был позднее увековечен у Шекспира в лице Шейлока и у Дикенса в лице Фагина.(28)

К сожалению, защита, за которую евреи платили столь высокую цену, гарантировалась далеко не всегда. Убийства евреев иногда преследовали экономические цели. Во время Третьего крестового похода в Йорке случился один из самых трагичных в Англии еврейских погромов.(29)

«Там крестоносцы, перед тем, как отправиться в путь вместе со своим королем, расхищали имущество евреев, бежавших в королевский замок, где и были осаждены воинами, многие из которых погрязли в долгах своим жертвам. Ситуация достигла кульминации, когда из замка был выброшен камень, который убил монаха, по своему обычаю проводившего мессу каждое утро у стен замка и вдохновлявшего народ уничтожать “врагов Христа”. Увидев ярость осаждавших и поняв, что их судьба уже предрешена, евреи сами покончили с собой, перерезав друг другу горло. Когда толпа овладела башней, где осталось еще несколько евреев, умолявших крестить их и отпустить на свободу, их тоже убили. Общее число погибших оценивается от 500 до 1500 человек. Закончив побоище, нападавшие собрались у собора и сожгли все документы с финансовыми обязательствами перед евреями, хранившиеся в тамошнем архиве».(30)

В 1135 году французский ученый Пьер Абеляр описал разговор между философом, евреем и христианином, в котором еврей говорит следующее:

«Ни один другой народ не страдал так много за Бога. Рассеянных по всем странам, не имеющих царя или светского правителя, евреев преследуют посредством тяжких налогов, словно они обязаны ежедневно уплачивать выкуп за свою жизнь. Жестокое обращение с евреями считается богоугодным делом. Подобное рабство, переживаемое евреями, воспринимается христианами как признак бесконечного божественного гнева. Жизнь евреев находится в руках их злейших врагов. Даже во сне их преследуют ужасы. Их единственным прибежищем являются небеса. Даже для поездки в близлежащий город им приходится за большие деньги покупать защиту у местных христианских правителей, которые, на самом деле, желают их скорой смерти, чтобы завладеть их имуществом. Евреи не могут владеть землей или виноградниками, потому что некому гарантировать их неприкосновенность. Таким образом, единственным средством заработка для них остается кредитование, что, в свою очередь, навлекает ненависть христиан».(31)

Очернение

Во Франции Бернар Клервосский (1090-1153) не одобрял массовое истребление евреев, однако утверждал, что они являются человеческой «расой, отец которой не Бог, а дьявол». Как это было принято у богословов того времени, он выбрал фрагмент Писания (Иоанна 8:44) и применил его ко всему еврейскому народу всех времен. Несколько веков спустя нацистский лидер Юлиус Штрейхер развил эту теорию, порекомендовав «истребление этого народа, отец которого – дьявол».(32)
Козел отпущения
Ранний пример теории козла отпущения датируется 1021 годом, когда папа Бенедикт VIII казнил евреев, поставив им в вину ураган и землетрясение.(33)

Когда в Европе разразилась эпидемия чумы (получившей название «черная смерть», 1347-1350), ответственность за неё также была возложена на евреев, якобы отравивших колодцы. Обвинение было принято на веру в южной Франции, северной Испании, Швейцарии, Баварии, бассейне Рейна, восточной Германии, Бельгии, Польше и Австрии — и более 200 еврейских общин были уничтожены. Масштаб этой трагедии можно оценить на примере Польши, где пострадало  сравнительно немного евреев — сообщается о 10 000 погибших. Намного больше было убито всего в трех германских городах — Эрфурте, Майнце и Бреслау.(34)
Ритуальные убийства 
Обвинение в ритуальных убийствах пришло из древности, но было впервые использовано христианами против евреев в Англии в двенадцатом веке. Евреи якобы убивают христианских детей в ритуальных целях, обычно перед Пасхой.

Этот вымысел получил название «кровавый навет», и, приняв форму поклонения предполагаемым жертвам, стал причиной смерти многих тысяч евреев по всей Европе.(35) Легенда о мальчике Хью из Линкольна запечатлена Чосером в «Кентерберийских рассказах».(36) За период 1880 - 1945 годов басни о ритуальных убийствах распространились в центральной части Восточной Европы как среди католиков, так и среди православных.(37) Нацистская газета «Der Stürmer» регулярно публиковала статьи с рисунками, изображавшими раввинов, высасывающих кровь немецких детей.(38)

Осквернение хлеба Причастия

Еще одно подобное обвинение инкриминировало евреям осквернение хлеба Причастия (гостии) как попытку заново распять Иисуса.(39)

В 1298 году обвинение в осквернении гостии привело к сожжению всего еврейского населения города Реттинген на костре. Нападавшие пошли убивать евреев и в других городах Германии и также в Австрии. По оценкам, было убито 100 000 евреев и истреблено около 140 еврейских общин.(40)

В 1389 году в Праге игравшие еврейские дети случайно попали песком в несшего гостию священника. В результате с особой жестокостью было убито 3 000 евреев.(41)
Знак позора
Четвертый Латеранский собор, созванный папой Иннокентием III в 1215  году, постановил, что на основании книги Чисел 15:37-41 евреи должны носить отличительную одежду (подобные правила также действовали в отношении сарацинов, а позднее еретиков, проституток и прокаженных).(42) Кроме того, поверх одежды должен был носиться отличительный знак — за много столетий до желтых звезд нацистов — знак позора, форма и цвет которого менялись в зависимости от страны. Знак позора ставил евреев в положение изгоев и становился поводом для физического насилия и словесных оскорблений.(43)

Принудительное крещение

Принудительное крещение как альтернатива смертной казни или изгнанию приобрело большой размах в средневековой Испании. Когда в 1391 году около 50 000 евреев погибли во время бунтов, инспирированных проповедями Ферранда Мартинеса, архидьякона Севильи, в несколько раз большее количество евреев были крещены, в том числе многие раввинов.(44) Однако принудительные крещения принесли новые проблемы, потому что многие новообращенные продолжали тайком практиковать свою прежнюю веруиудаизм*, в то время как другие шли на компромисс из личной выгоды. И тех, и других называли марранос, что на испанском значит — свиньи.(45)

Мания чистоты крови
Антисемитизм и ненависть к марранам росли в Испании шокирующими темпами. Бытовало мнение о том, что еврейская наследственность или mala sangre (плохая кровь) является проблемой, не устранимой даже крещением. Так возник испанский расизм — мания чистоты крови.(46)

Похожим образом, расизм был основой «Арийского параграфа» нацистов и Нюрнбергских законов, запрещавших евреям занимать государственные должности и лишавших их немецкого гражданства.(47)

Испанская инквизиция

В 1480 году король Испании Фердинанд и королева Изабелла учредили особый суд, призванный очистить Церковь от тех, кто тайно исповедовал иудаизм. Последовали массовые аресты. В 1481 году на кострах были заживо сожжены первые жертвы.(48) В последующие годы на костёр было отправлено, предположительно, 30 000 марранов. Испанская инквизиция имела долгую историю (с пятнадцатого века до начала девятнадцатого) и широкий территориальный размах, распространяя зверства, которые детально документировались, вплоть до Латинской Америки.

Изгнание
«Евреев изгоняли почти изо всех стран, где они селились».(50)

В 1290 году евреев прогнали из Англии. Шестнадцать тысяч отправились во Францию и Бельгию, часть из них погибла в пути.(51)

Из Франции и Германии евреев прогоняли несколько раз.

В 1492 году Фердинанд и Изабелла изгнали всех евреев из Испании ради объединения своего христианского королевства. Многие из 300 000 человек бежали в Португалию. Там им было разрешено находиться всего несколько месяцев, но за определенную плату. Позднее они были принуждены к рабству королем Жуаном II (1481-1495), а затем, освобожденные его преемником, были жестоко и принудительно крещены.(52)

Карнавалы

Глумление над евреями нередко становилось ключевым  элементом карнавалов перед Великим постом.

В средневековом Риме самого cлабого члена еврейской общины сажали голым в утыканную гвоздями бочку, которая затем пускалась вниз под гору, в результате чего несчастный погибал. Остальных евреев заставляли смотреть на его мучения.(53)

В годы Контрреформации евреев Рима специально откармливали для карнавала, во время которого толпа закидывала их грязью, «как того заслуживают неверные», и гнала голыми по улицам города в холод и в дождь.(54)

Реформация

Мартин Лютер (1483-1546) вначале симпатизировал евреям в надежде на то, что они примут его форму веры, и даже положительно отмечал их вклад в христианство. Но, потерпев неудачу в прозелитизме евреев, разительно изменил своё отношение.

«Все кровные родственники Христа горят в аду и получили должное воздаяние, даже за свои слова, сказанные Пилату…»

«Истинно, безнадежным, нечестивым, смертоносным и дьявольским является само существование евреев, которые вот уже четырнадцать веков были и все еще остаются нашим бичом, страданием и бедствием. Они лишь бесы и ничего более».(55)

В своем памфлете «Против евреев и их лжи» (опубликованном в 1542 году) Лютер писал:

«Прежде всего, следует сжечь их синагоги… Во-вторых, также разрушить и сравнять с землей их дома… В-третьих, отобрать у них их молитвенники и Талмуд… В-четвертых, запретить их раввинам учить под страхом смерти… В-пятых, евреи должны быть лишены паспортов и прав на передвижение В-шестых, необходимо запретить им заниматься ростовщичеством… В-седьмых,  дать в руки молодым, сильным евреям и еврейкам топор, мотыгу, лопату, прялку и веретено, и пусть зарабатывают хлеб в поте своего лица... следует вымести этих ленивых негодяев из нашей среды».

«В заключение, уважаемые курфюрсты и дворяне, в чьих владениях находятся евреи, если мой совет не подходит вам, то найдите лучшее решение, чтобы мы с вами избавились от евреев, этого невыносимого дьявольского бремени».(56)

Незадолго до своей смерти Лютер призывал к незамедлительному изгнанию всех евреев из Германии.(57)

Позднее антисемитское учение Лютера было буквально (!) претворено в жизнь в Третьем Рейхе.

Гетто

Римские папы эпохи Возрождения отличались достаточной либеральностью в отношении евреев в Италии, однако Контрреформация, особенно, при папе Павле IV (1555-1559) — резко изменила ситуацию.(58) Во второй половине шестнадцатого века были учреждены первые гетто, сначала в Италии, затем в Австрийской империи. Гетто рассматривалось в качестве дополнительной демонстрации заблуждения иудаизма: «Еврейское гетто служит лучшим доказательством истинности религии Иисуса Христа, чем целая школа теологов» (Д.Б. Роберти, XVIII век).(59)

Современный период
К началу современного периода истории христианский антисемитизм  укоренился настолько глубоко, что сформировал мышление обычных людей, независимо от их приверженности христианской традиции и политических взглядов.

Ярлык «христоубийцы» продолжал применяться по отношению к евреям. Человек, который в 1921 году еще ребенком бежал с родителями из Киева в Польшу, вспоминает, что первой фразой на польском языке, которой его научили, было: «Евреи убили Христа».

Всегда крайние

В свое время Польша была убежищем для немецких евреев, спасавшихся от крестовых походов, чумы и регулярных массовых побоищ.(60) Но позднее ситуацию осложнили отношения между Польшей и Украиной. По мере притеснений украинских православных христиан польскими католиками, украинцы возымели особую неприязнь к посредникам-евреям, представлявшим интересы ненавистных поляков. Когда в 1648 году православные казаки Украины опустошали Польшу, по отношению к евреям проявлялась исключительная жестокость.(61)

Рассказ очевидца: «Некоторых освежевали заживо, а их кожа, словно кусок мяса кидалась собакам на съедение. Других жестоко калечили и выбрасывали на улицу... Некоторых сжигали заживо. Младенцев закалывали насмерть на руках матерей... Огромное число еврейских детей было брошено в воду, чтобы легче было переходить вброд».(62)

Прочие зверства невозможно описать.

Во время Шведского нашествия 1655-1658 годов польские евреи опять, образно говоря, оказались крайними. Их преследовали по очереди, то русские, то казаки, то шведы, а после отступления шведов сами поляки – на том основании, что они якобы помогали завоевателям.(63)

Период с 1648 по 1658 годы в Польше стал, вероятно, самым кровавым десятилетием в еврейской истории после библейских времен, когда были убиты от 100 000 до 500 000 евреев, и уничтожено 700 еврейских общин. Толпы гонимых бежали в другие европейские страны.(64)

Во время Гражданской войны в России между Белой и Красной армиями (1918-1920) евреев преследовали обе стороны — белые как революционеров, а красные как буржуев-угнетателей.

Ассимиляция

Вслед за эпохой эмансипации евреев в конце восемнадцатого и в девятнадцатом веках их новый статус пришелся по душе не всем. Уравнивание жителей в их правах способствововало ассимиляции евреев в германском обществе. Многие из жителей Германии не смогли смириться с этим и как следствие их негативной реакции антисемитизм приобрел характер расизма.*
«В 1819 году один памфлетист зашел так далеко, что предложил массовые убийства и кастрацию евреев, а также принуждение евреек к проституции. Подобные крайности побудили еврейского историка Генриха Гретца* (1817 – 1891, Германия), не питавшего симпатий к католицизму, к следующему высказыванию: «Протестантская теология и германская философия предлагают дискриминационные меры по отношению к евреям, которые не идут ни в какое сравнение с каноническими ограничениями пап Иннокентия III и Павла IV».(65)

Дело Дрейфуса

Когда в 1894 году французский офицер, еврей по национальности Альфред Дрейфус был обвинен в шпионаже, во Франции поднялась волна радикального  антисемитизма — в одной из наиболее цивилизованных стран мира, первой в Европе уравнявшей евреев в правах с остальным населением. В конце концов Дрейфус был реабилитирован, но вначале этот процесс вырос до скандала мирового масштаба и пошатнул французское правительство, оставив за собой след горечи по отношению к евреям. Одним из последствий этого дела станет режим Виши, сотрудничавший с нацистами.(66)

Притеснения

После раздела Польши в конце восемнадцатого века Россия стала страной проживания наибольшего числа евреев в мире. Екатерина II позволила евреям жить лишь на отошедших к России териториях, названных «чертой оседлости». Одновременно она пригласила иностранцев селиться в центральной России – за исключением евреев.(67) При царе Николае I (1825-1855) положение евреев ухудшилось. Еврейские юноши призывались в армию в возрасте от 12 лет и срок службы мог продлиться до 25-ти лет. Их посылали служить подальше от дома.  Чтобы заставить их отречься от своей веры и принять христианство, использовались всевозможные методы, в том числе пытки и оскорбления.(68)

Следующим притеснителем евреев после России была Румыния. Проживавшие там 200 000 евреев страдали в условиях, напоминавших самые черные дни средневековья.(69)

Погромы

В период царствования Александра III первый крупный в России погром начался в Пасху 1881 года и прокатился через сотню еврейских общин. Царский советник-антисемит намеревался решить еврейскую проблему, вынудив треть евреев эмигрировать, еще треть умертвить и еще треть убрать с глаз долой (т.е. обратить в христианство).(70) Погромы и сопутствовавшая им массовая эмиграция продолжились при царе Николае II (1894-1917), считавшем евреев христоубийцами. И даже после Второй мировой войны погромы продолжались в Польше, несмотря на пережитые ужасы Xолокоста и сильно поредевшее еврейское население.(71)

Протоколы сионских мудрецов

Впервые увидевшее свет в 1905 году в царской России, это средство антисемитской пропаганды обвиняло евреев в заговоре с целью  покорения всего мира. После Первой мировой войны «Протоколы» были переведены на многие языки и оказали глубокое влияние на двадцатый век, несмотря на то, что их подложность была доказана еще в 1921 году. Усилиями Генри Форда, влиятельного промышленника, «Протоколы» были изданы в Америке трижды и получили там широкое распространение.(72) В 1922 году министр иностранных дел Германской Веймарской республики, еврей, был убит двумя фанатиками, вообразившими, что он является одним из «сионских мудрецов».(73) Наибольшего влияния «Протоколы сионских мудрецов» достигли в нацистской Германии.(74)

Нацизм

Хотя нацизм, по своей сути, был антихристианским явлением, именно благодаря христианскому антисемитизму Холокост стал ужасной реальностью. «Гитлер и нацисты нашли себе пример для подражания в средневековых католических законах против евреев. Нацисты читали и перепечатывали ядовитые антисемитские статьи Мартина Лютера. Внимания заслуживает тот факт, что родиной Xолокоста стала единственная крупная европейская страна с приблизительно одинаковым соотношением католического и протестантского населения. Традиции и тех, и других пропитаны ненавистью к евреям».(75)

«Хрустальная ночь» c 9 на 10 ноября 1938 года, когда по всей Германии жгли синагоги, была преднамеренно выбрана в честь дня рождения Лютера.* В своих шестнадцати шагах к нацистскому режиму Гитлер заявил: «Я лишь выполняю работу католической церкви».(76)

Неловкая ситуация создавалась в церквях, когда крещенные евреи появлялись на богослужениях с нашитыми звёздами. Представители лютеранской евангелической церкви в семи регионах обратились непосредственно к учению Мартина Лютера, на основании которого заявили, что христианам еврейской национальности нет ни места, ни прав в евангелической церкви Германии.(77)

Хотя отдельные христиане и помогали евреям, официальная церковь в целом отвернулась от этого.(78)

Вторая мировая война

Даже в разгар нацистских зверств многие отворачивались от евреев, когда те нуждались в помощи. Во многих странах дали о себе знать последствия многовекового антисемитизма.(79)

На процессе по делам военных преступлений в 1958 году бывшего литовского священнослужителя спросили, почему он молчал, когда на его глазах происходили ужасные расстрелы. Он ответил, что видел в них исполнение библейского стиха: «Кровь Его на нас и на детях наших». Ужас в том, что эти слова использовались для оправдания такой бесчувственности. Подобные взгляды разделяли христиане и других национальностей.(80)

Когда папского посла попросили подумать о невинной крови еврейских детей и вмешаться в депортацию евреев Словакии в Освенцим, его ответ был таким: «В мире не существует невинной крови еврейских детей. Вся еврейская кровь виновна. Вы должны умереть. Это именно то наказание, которое ждало вас за тот грех [распятие Христа]».(81)

Швейцария закрыла свои границы. Строгие иммиграционные законы Канады и Америки не позволили многим евреям бежать в эти страны.(82) Правительство Великобритании отказалось от своих обязательств перед евреями в отношении национального государства (заявленных в Декларации Бальфура 1917 года) и закрыло дверь тысячам евреям, искавшим убежища в Палестине (такое название носила эта территория в то время)* в период нацизма и непосредственно после его окончания.(83) Трагедия судна «Струма» заслуживает отдельного упоминания. Британские власти не дали ему пришвартоваться у берега Палестины, после чего зимой 1942 года в Черном море оно было потоплено в результате торпедной атаки. Из 769 еврейских беженцев, находившихся на его борту, выжил лишь один человек.(84)

Холодное безразличие

К сожалению, за 2000 лет христианства мы можем сделать вывод, что все несут ответственность за происшедшее. На самом деле, если бы не малодушная пассивность почти всего мирового сообщества накануне Второй мировой войны, Гитлер не смог бы осуществить свой план массового уничтожения евреев. На конференции в Эвиан-ле-Бене (Франция), специально созванной президентом Рузвельтом в июле 1938 года для обсуждения участи европейских евреев, лишь три из более чем тридцати стран (Дания, Доминиканская Республика и Нидерланды) выразили готовность принять несколько тысяч евреев. Нацистские осведомители отрапортовали Гитлеру: «С евреями вы можете делать всё, что хотите — они никому не нужны».(85)

Призыв к покаянию

Католический священник и историк Эдвард Фланнери отмечает в своих размышлениях о христианском антисемитизме:

«Это трагедия, которую переживает Иисус, вновь распинаемый в лице Своего народа руками множества крещенных во имя Его. Грех антисемитизма включает множество грехов, но в конечном счете это отречение от христианской веры, поражение христианской надежды и охладение христианской любви. Не в этом ли наибольший провал христианства: что самыми гонимыми в христианских странах оказались не христиане, которым Сам Учитель завещал гонения (Иоанна 16:2-4), а народ, из которого Он родом? А самый позор — неся бремя Божьего призвания* на протяжении истории, еврейский народ нашел в лице христианских церквей не союзника и защитника, но своего злейшего клеветника и притеснителя. История призывает к покаянию».(86)

В том же духе пишет мать Базилея:

«Давайте же встанем сегодня рядом с Иисусом и посмотрим на Его народ Его глазами, полными любви и милости. Тогда наши сердца наполнятся болью при виде того, как избранный народ Божий шёл через века уничиженный, презираемый, отверженный, гонимый и поражаемый страданиями как Раб Божий в 53-ей главе книги пророка Исайи. Тогда, смотря на Его народ, мы будем думать об Иисусе».(87)

Примечания

1. M. Basilea Schlink, Israel, My Chosen People, Kanaan Publications, Darmstadt, Germany, 1995, pp.27-28.
2. The Letter of Barnabas, 4:6-7; FCCH, Apostolic Fathers, p.195, as cited by Edward H. Flannery, The Anguish of the Jews: Twenty-Three Centuries of Antisemitism, Paulist Press, New York/Mahwah, 1985, p.34.
3. Ibid., pp.34-35; also Dr. William James Broadway, Has the Church Fallen Under a Curse?, Broadway Ministries, Edmonton, Alberta, Canada, p.16.
4. Transcript of a talk by Olga Marshall (Lydia Research Adviser), Swanwick, England, May 1997, p.7.
5. Broadway, p.7.
6. Flannery, p.38.
7. Tertullian, Apol. 17:6 (PL, 1:433), as cited ibid., p.39.
8. Dialogue, ch.16; FCCH, St. Justin Martyr, p.172, as cited ibid., p.40.
9. Ibid., p.46.
10. Ibid., pp.46, 50.
11. Ibid., pp.50-51; also Homily I:6 (PG, 48:852), as cited ibid., p.64.
12. Ibid., p.51.
13. Quoted in Malcolm Hay, The Roots of Christian Anti-Semitism, Liberty Press, New York, 1981, p.27, as cited by Michael L. Brown, Our Hands Are Stained with Blood: The Tragic Story of the "Church" and the Jewish People, Destiny Image Publishers, Shippensburg, 1992, p.11.
14. Flannery, pp.52-53.
15. Marshall, p.7.
16. Flannery, pp.47-48, 55-58.
17. Ibid., pp.68-69.
18. Ibid., p.70.
19. Ibid., p.71.
20. Ibid., p.91; see also Eerdmans' Handbook to the History of Christianity, Grand Rapids, 1977, pp.24-25.
21. Flannery, pp.91-92.
22. Ibid., p.93.
23. David Rausch, A Legacy of Hatred: Why Christians Must Not Forget the Holocaust, Baker, Grand Rapids, 1990, p. 27, and Robert Payne, The Dream and the Tomb: A History of the Crusades, Dorset Press, New York, 1984, pp.102-103, as cited by Brown, pp.206-207.
24. Flannery, p.95.
25. Brown, p.13, Flannery, pp.51, 53, 96.
26. Flannery, p.97.
27. Ibid., p.97. See also Anti-Semitism, Keter Publishing House, Jerusalem, 1974, p.17.
28. Ibid., pp.98, 121.
29. Flannery, pp.98, 119.
30. Ibid., p.119.
31. Petrus Abelardus, Dialogus inter Philosophum, Judaeum, et Christianum (PL, 178:1617-18), as cited by Flannery, pp.142-143.
32. Brown, p.12; also Hay, pp.54-56, as cited by Brown, p.179.
33. Hans Kühner, Der Antisemitismus der Kirche, Verlag Die Waage, Zurich, 1976, p.108.
34. Flannery, pp.109, 111.
35. Ibid, pp.99-100; also Broadway, p.30.
36. Flannery, p.121.
37. James Parkes, The Foundations of Judaism and Christianity, as cited by Dennis Prager and Joseph Telushkin, Why the Jews? The Reason for Antisemitism, Simon and Schuster, New York, 1983, p.100, as cited by Brown, p.62.
38. Prager and Telushkin, pp.100-101, as cited by Brown, p.63.
39. Prager and Telushkin, p.103, as cited by Broadway, p.29.
40. Flannery, p.107.
41. Ibid., p.112.
42. Ibid., p.103.
43. Ibid., pp.103-104.
44. Ibid., p.132.
45. Ibid., pp.135-136.
46. Ibid., p.136.
47. Anti-Semitism, p.47.
48. Flannery, p.137.
49. Brown, p.78.
50. Prager and Telushkin, pp.17-18, as cited by Brown, p.99.
51. Flannery, p.120.
52. Ibid., pp.139-140.
53. Kühner, p.107.
54. Ibid., p.166.
55. John Hagee, Should Christians Support Israel?, Dominion Publishers, San Antonio, 1987, p.167, as cited by Broadway, p.35.
56. Martin Luther, Concerning the Jews and Their Lies, reprinted in Talmage, Disputation and Dialogue, pp.34-36, as cited by Brown, pp.14-15.
57. Flannery, p.153.
58. Ibid., p.155.
59. Anti-Semitism, p.23.
60. Flannery, pp.155-156.
61. Ibid., p.157.
62. Werner Keller, Und wurden zerstreut unter alle Völker: Die nachbiblische Geschichte des jüdischen Volkes, Evangelische Buchgemeinde Stuttgart, Droemersche Verlagsanstalt Th. Knaur Nachf., Munich/Zurich, 1966, pp.330-331.
63. Flannery, pp.157-158.
64. Ibid., p.158.
65. Ibid., p.165.
66. Ibid., p.186.
67. Ibid., p.171.
68. Ibid., p.172.
69. Ibid., p.173.
70. Ibid., pp.189-190.
71. Ibid., pp.191, 272.
72. Ibid., pp.192-193.
73. Ibid., pp.207-208.
74. Ibid., p.193.
75. Prager and Telushkin, p.104, as cited by Brown, p.7.
76. Hagee, Should Christians Support Israel?, p.19, as cited by Broadway, p.37.
77. Raul Hillberg, The Destruction of the European Jews, p.58, as cited by Brown, p.181.
78. Eerdmans' Handbook to the History of Christianity, p.584, also pp.575-578.
79. Ibid., pp.50-51; also Walter A. Elwell, Evangelical Dictionary of Theology, Marshall-Pickering, England, 1985, pp.519-520.
80. Rudolf Pfisterer, Verantwortung, 1985, p.217.
81. Eliezer Berkovits, Faith After the Holocaust, Ktav, New York, 1973, p.19, as cited by Brown, p.218.
82. Irving Abella and Harold Troper, None Is Too Many: Canada and the Jews of Europe, 1933-1948, Lester Publishing Limited, 56 The Esplanade, Toronto, Ontario M5E 1A7, 1983.
83. Ken Burnett, Why Pray for Israel?, Marshall-Pickering, England, 1983, pp.94-100.
84. Sarah Honig, 'The last voyage of the Struma', The Jerusalem Post International Edition, February 1, 1992.
85. Prophecy Today, The Park, Moggerhanger, Beds., MK44 3RW, England, Vol.5, No.1, Jan./Feb. 1989, pp.12-13. See also None Is Too Many, p.32, and Martin Gilbert (author of The Holocaust: A History of the Jews of Europe During the Second World War, Henry Holt, New York, 1985), in Final Journey: The fate of the Jews in Nazi Europe, Mayflower Books, New York, and George Allen & Unwin, London, 1979, pp.1-9.
86. Flannery, p.295.
87. Schlink, p.39.

*Дополнения в переводе текста приводятся с разрешения Евангелической общины сестер Марии.

Материал из книг «Has the Church Fallen Under a Curse?» (“Оказалась ли Церковь под проклятьем?”), «Our Hands Are Stained with Blood» (“Наши руки запачканы кровью”) и «The Anguish of the Jews» (“Страдание евреев”) использован с разрешения соответствующих издательств.

Рекомендуемая литература


Abella, Irving and Harold Troper, None Is Too Many: Canada and the Jews of Europe, 1933-1948, published 1983 by Lester Publishing Limited, 56 The Esplanade, Toronto, Ontario M5E 1A7.
Broadway, Dr. William James, Has the Church Fallen Under a Curse? And if the Whole Congregation Sins, published 1996 by Broadway Ministries, Box 55003, Knottwood Postal Outlet, Edmonton, Alberta, Canada, T6K 4C5. Fax: (403) 450-4238. Phone: (403) 910-0478.
Brown, Michael L., Our Hands Are Stained with Blood: The Tragic Story of the "Church" and the Jewish People, published 1992 by Destiny Image Publishers, P.O.Box 310, Shippensburg, PA 17257, U.S.A. (Inside the U.S., call toll free to order: 1-800-722-6774.)
Burnett, Ken, Why Pray for Israel?, published 1983 by Marshall-Pickering, 3 Beggarwood Lane, Basingstoke, Hants. RG23 7LP, England.
Flannery, Edward H., The Anguish of the Jews: Twenty-Three Centuries of Antisemtism, published 1985 by Paulist Press, 997 Macarthur Boulevard, Mahwah, N.J. 07430, U.S.A.
Israel Pocket Library, Anti-Semitism, published 1974 by Keter Publishing House Jerusalem Ltd., P.O.Box 7145, Jerusalem, Israel.
Schlink, M. Basilea, Israel, My Chosen People, (originally published in German in 1958), latest English edition 1995, Kanaan Publications, Darmstadt, Germany and Radlett, England.


© Evangelical Sisterhood of Mary, 1997.

За брошюрами и методическими рекомендациями о проведении богослужения покаяния, пожалуйста, обращайтесь по адресу:

Evangelical Sisterhood of Mary, P.O.Box 13 01 29, D-64241 Darmstadt, Germany
или в ближайшие отделения www.kanaan.org  •  info@kanaan.org

2 comments:

Anonymous said...

Шалом и спасибо за интерестный пост,успехов во всем!

hizman said...

Спасибо за интерес! надеюсь, что спустя годы этот текст окажет своё влияние...